Как настроить клапана индикатором

Как отрегулировать тепловые зазоры клапанов в двигателе

При работе двигателя все детали изменяют свои геометрические размеры по причине теплового расширения, не всегда точно предсказуемого. Касается эта проблема и привода клапанов газораспределительного механизма в четырёхтактных моторах. Здесь важно очень точно и своевременно открывать и закрывать каналы впуска и выпуска, воздействуя на торец стебля клапана, что затруднительно в условиях расширения, как самих стеблей, так и всей головки блока.

Конструкторы вынуждены оставлять в сочленениях тепловые зазоры или прибегать к установке узлов их механической компенсации.

Роль клапанов и фаз газораспределения в двигателе

Одной из самых важных характеристик двигателя, когда речь заходит о его максимальной мощностной отдаче при приемлемом расходе топлива, становится наполнение цилиндров свежей смесью. Попадает она в рабочий объём через систему клапанов, ими же и выпускаются отработавшие газы.

Когда двигатель работает на значительных оборотах, а ими можно считать с некоторым допущением как максимальные, так и минимальные холостого хода, массы газа, проходящие через цилиндры, начинают проявлять свои аэродинамические свойства, инертные и прочие, связанные с эффективностью горения и теплового расширения.

Точность и оптимальность отбора энергии топлива и превращения её в механическую зависят от своевременной подачи смеси в рабочую зону с последующим не менее оперативным её удалением.

Моменты открытия и закрытия клапанов определяются фазой движения поршня. Отсюда и понятие фазированности газораспределения.

В любое время, а для мотора это означает угол поворота коленчатого вала и конкретный такт работы двигателя внутри цикла, состояние клапана определяется совершенно чётко. Зависеть оно может лишь от оборотов и нагрузки в строго нормированных пределах, задаваемых системой подстройки фаз (фазорегуляторами). Ими оснащаются самые современные и совершенные двигатели.

Признаки и последствия неправильного зазора

В идеале, точность работы клапанов обеспечивает нулевой зазор. Тогда клапан будет чётко следовать траектории, задаваемой профилем кулачка распредвала. Он имеет достаточно сложную и тщательно подбираемую разработчиками мотора форму.

Но реализовать такое возможно только при использовании гидрокомпенсаторов зазоров, в зависимости от конкретного исполнения называемых также гидротолкателями и гидроопорами.

В остальных случаях зазор будет небольшим, но вполне конечным, зависимым от температуры. Разработчики ДВС экспериментально и расчётным путём определяют, каким он должен быть изначально, чтобы в любых условиях изменение зазоров не сказалось на работе мотора, нанеся ему повреждения или понизив его потребительские качества.

Большой зазор

На первый взгляд увеличение зазоров в приводе клапанов выглядит безопасно. Никакие тепловые изменения не сведут их к нулевым, что чревато проблемами.

Но рост подобных запасов бесследно не проходит:

  • двигатель начинает издавать характерный стук, что связано с увеличенным разгоном деталей перед входом в соприкосновение;
  • ударные нагрузки ведут к повышенному износу и выкрашиванию поверхностей металла, образовавшаяся пыль и стружка расходятся по двигателю, повреждая все детали, которые смазываются из общего картера;
  • фазы газораспределения начинают запаздывать из-за времени, потребного на выбирание зазоров, что ведёт к ухудшению характеристик на больших оборотах.

Интересно, что громко стучащий двигатель с огромными зазорами может прекрасно тянуть на низких оборотах, обретая, как говорят, «тракторную тягу». Но поступать так умышленно нельзя, мотор будет быстро изношен продуктами с поверхностей, испытывающих ударные нагрузки.

Маленький зазор

Уменьшение зазора чревато куда более быстрыми и непоправимыми последствиями. По мере прогрева недостаточный зазор быстро станет нулевым, в сочленении кулачков и клапанов появится натяг. В результате тарелки клапанов перестанут плотно садиться в свои гнёзда.

Нарушится охлаждение тарелок клапанов, часть тепла они по расчёту сбрасывают в металл головки во время фазы закрытия. Несмотря на производство клапанов из жаропрочных сталей, они быстро перегреются и прогорят, используя высокую температуру и имеющийся кислород. Мотор потеряет компрессию и выйдет из строя.

Регулировка тепловых зазоров клапанов

Некоторые двигатели в процессе штатной эксплуатации имеют свойство увеличивать клапанные зазоры в результате износа. Это безопасное явление, поскольку трудно не заметить начавшийся стук.

Гораздо хуже, а к сожалению так себя ведёт большинство моторов, когда зазоры со временем уменьшаются. Поэтому для исключения обнуления зазоров и прогаров тарелок надо выполнять регулировки строго по заводскому регламенту.

Используем щуп

Самый простой способ – это снять клапанную крышку, отвести кулачок от проверяемого клапана и попытаться ввести в зазор плоский щуп из набора.

Обычно толщина щупов имеет шаг 0,05 мм, что достаточно для измерений с допустимой точностью. За величину зазора принимается толщина максимального из щупов, который ещё проходит в зазор.

Читайте также:  Счетчик электроэнергии меркурий 206 как снять показания счетчика электроэнергии

С помощью рейки и индикатора

На некоторых моторах, обычно это имеющие коромысла (рычаги, рокеры) в механизме привода, есть возможность установки приспособления в виде рейки, на которой предусмотрены гнёзда для монтажа точного индикатора часового типа.

Подведя его ножку к рычагу напротив стебля, можно покачать вручную или специальной вилкой рокер, свободный от кулачка, считав показания по шкале индикатора с точностью порядка 0,01 мм. Не всегда такая точность нужна, но регулировать становится значительно удобнее.

Что делать если стоит ГБО

Пропано-бутановая смесь имеет гораздо более высокое октановое число, чем традиционный бензин широкого применения. Соответственно, горит она медленнее, разогревая при выпуске выхлопные клапаны. Зазоры начинают уменьшаться гораздо сильнее, чем предусматривали разработчики мотора, предполагая использование бензина.

Чтобы избежать преждевременного прогара тарелок и гнёзд, зазоры при регулировках устанавливаются увеличенными. Конкретная величина зависит от двигателя, обычно добавка составляет 0,15-0,2 мм.

Можно и больше, но тогда придётся смириться с шумностью, снижением мощности и повышенным износом механизма газораспределения при работе с частичными нагрузками. Лучшим выходом будет использование под газ моторов с гидрокомпенсаторами.

Пример регулировки клапанов на ВАЗ 2107

На ВАЗ-2107 установлен классический двигатель с приводом клапанов через рокеры от единственного распредвала. Зазоры со временем возрастают, конструкция не отличается совершенством, поэтому регулировка требуется примерно каждые 20 тысяч километров пробега.

Выполнять эту операцию можно самостоятельно, навык вырабатывается довольно быстро. Из расходников потребуется только прокладка клапанной крышки, не стоит пытаться применить её повторно или с герметиком, крышка слабая, крепёж ненадёжный, мотор быстро зарастёт грязью от подтекающего масла.

Для работы очень желательно приобрести набор из рейки и индикатора. Преимущества известны тем, кто занимается двигателями профессионально и способен оценить разницу между точным приспособлением и обычным щупом.

Порядок работы по цилиндрам и кулачкам распредвала отгравирован на самой рейке, а также имеется в любой вазовской инструкции или книге по ремонту.

  1. Четвёртый цилиндр устанавливается в верхнюю мёртвую точку такта сжатия, после чего регулируются 6 и 8 клапаны. Замеряется зазор индикатором, после чего ослабляется контргайка и регулировочным болтом вводится расчётная компенсация износа.
  2. Далее операции повторяются для всех клапанов, поворачивая коленвал последовательно на 180 градусов, или это будет 90 по распредвалу. Номера кулачков и углы поворота указаны на рейке.
  3. Если используется щуп, то он вводится в зазор, поджимается регулировочным болтом и контргайкой. Добиваются такого его прижима, чтобы он вытаскивался из зазора с небольшим усилием, это и будет соответствовать штатному зазору 0,15 мм.

Пользуясь тем, что крышка снята, будет практично проверить натяжение цепи и состояние натяжителя, его башмака и успокоителя. Если потребуется что-то ремонтировать или подтягивать цепь, то регулировать клапаны следует уже после завершения всех процедур с цепью.

Источник

Регулировка клапанов ВАЗ-2107 рейкой с индикатором и щупом

Далее проворачиваем двигатель, можно крутить за лопасти механической крыльчатки или специальным ключом за маховик, но я поддомкрачиваю заднее колесо включаю 4 передачу и проворачиваю двигатель крутя колесо. Двигатель нужно проворачивать до совмещения меток на звездочке распредвала с меткой на корпусе подшипников

Одновременно с этим должна совместится метка на шкиве коленвала с длиной меткой на двигателе. К сожалению из-за недостатка места и не очень хорошей освещености сделать фотку не удалось, поэтому привожу фотку найденую в нете

Далее для удобства берем яркий маркер и ставим метки на звездочке распредвала через каждые 90 градусов относительно заводской метки. Для удобства я делаю это с другой стороны звездочки.

Для регулировки нам потребуется щуп для регулировки клапанов или рейка. У меня есть оба инструмента поэтому я регулирую шупом а проверяю регулировку рейкой. Вы можете воспользоваться только одинм инструментом.

Итак берем рейку и прикручиваем ее на крепление блока подшипников


Тут кстати есть маленький ньюанс. Если до упора закрутить все 3 винта рейки то она будет болтаться. Поэтому сначала закручиваем винты до упора а потом начинаем откручивать средний болт до тех пор пока он не зафиксирует рейку в неподвижном состоянии.
Далее надеваем на рейку индикатор

И ставим его лапкой на краешек кулачка регулируемого клапана. На фото получилось не очень хорошо видно но разобрать можно

Далее хватаем специальным захватом кулачок и тянем его вверх, показания прибора должны измениться на 52 деления

Если показания меньше или больше то надо регулировать клапан. Для этого берем ключик на 17 и ослабляем кнтрагайку.

После чего Регулируем зазор ключиком на 13.

При регулироке щупом все несколько проще просовываем щуп в зазор( сам щуп видно на втором фото он вставлен в зазор первого клапана. Щуп должен ходить с легким защемлением.

Порядок регулировки.
В положении когда у нас совмещены метки на распредвале и шкиве коленвала регулируем 6 и 8 клапаны.
После регулировки проворачиваем двигатель при этом Коленвал провернется на 180 градусов а распредвал и бегунок распределителя зажигания на 90, для контроля мы и наносили метки маркером.
Провернув распредвал на 90(коленвал на 180) регулируем 4 и 7 клапаны
Проворачиваем еще на 90 (получается распредвал на 180 коленвал на 360) регулируем 1 и 3
Еще поворот на 90 ( распредвал в общем провернулся на 270 коленвал на 540) и регулируем 2 и 5 клапана.
(кстати у владельцев рейки на ней будут метки о последовательности регулировки)

Читайте также:  Как проверить лямбда зонд на ваз 2115 8 клапанов инжектор

Вот и все. Можно еще раз прокрутить все по кргу проверить правильность регулировки.
Соберам все в обратной последовательности. Крышку ГБЦ не притягиваяте сразу намертво снаяала просто притяните совсем слегка всеми чайками и потом уже дотягивайте, прокладку если она уже старая лучше заменить.

Источник

Форумы на www.gaz21.ru: Регулировка клапанов индикатором ИЧ-10 — Форумы на www.gaz21.ru

  • Форумы на www.gaz21.ru
  • Этот сайт предназначен для аудитории 18+
  • >Технические вопросы
  • >Двигатель
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций
  • (5 Страниц)
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Регулировка клапанов индикатором ИЧ-10 Применение ВАЗовского комплекта на двигателе Волги Оценка: 1 Голосов

#1 Самоделкин

  • Доцент
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 998
  • Регистрация: 14 Апрель 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Таганрог
  • Настоящее имя: Сергей
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р
  • Возраст: 49
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

Для регулировки клапанов автомобиля ВАЗ, Кировский завод «Красный инструментальщик» выпускает специальное измерительное приспособление с индикатором часового типа ИЧ-10.

Решив сделать эту процедуру более цивилизованной и для нашей «Волги», я решил приспособить данное полезное устройство к двигателю ГАЗ-21. Особенностью устройства является измерение не зазора как такового, а свободного хода коромысла в месте контакта с клапаном, то есть выработка не влияет на точность регулировки. Рейка на которую крепится индикатор ИЧ-10 крепится на трёх самодельных стойках к трём шпилькам крепления клапанной крышки. В принципе, рейку тоже можно изготовить самостоятельно из стальной полосы толщиной 8 мм, и сделать её длиннее на пару сантиметров, но я использовал рейку из комплекта из за своей лени .

Переставляя индикатор по рейке производится регулировка всех клапанов.

Для удобства работы я сделал поднималку коромысел клапанов с ручкой.

Поднимаем коромысло со стороны штанг толкателей и устанавливаем индикатор на ноль.

Затем поднимаем коромысло со стороны клапана и считываем по шкале индикатора величину свободного хода коромысла.

На последнем фото видим величину 0,45, это много, поэтому уменьшаем до 0,3 и опять измеряем. Настроив таким образом все клапана на величину свободного хода коромысла 0,3, получаем ровную и тихую работу прогретого до рабочей температуры двигателя. Кроме того не следует забывать, что увеличенный зазор в клапанах помимо ускоренной выработки кончиков коромысел и повышеннной шумности, уменьшает время открытого состояния клапанов. А это уменьшает количество впрыскиваемой в цилиндры смеси и ухудшает продувку продуктов сгорания. Учитывая, что на ГАЗ-21 клапана маленького диаметра, увеличение зазора в клапанах снижает приемистость и мощность двигателя.
Устройством я доволен, хотя у него есть и недостатки:
1. Требуется снимать воздушный фильтр.
2. Регулировка занимает больше времени.
3. Затраты на покупку ВАЗовского комплекта (1100 рублей).
4. Придется потрудится и изготовить три самодельных стойки (сечение 6х11).
Индикатор ИЧ-10, также, очень полезен при регулировке заднего моста, ступиц колес, для проверки биений валов и барабанов.

Сообщение отредактировал Самоделкин: 05 Сентябрь 2016 — 18:07

#2 tehnik

  • Верховный шаман 🙂
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 2 664
  • Регистрация: 22 Май 10
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: спб
  • Настоящее имя: Владимир
  • Автомобиль: газ 21
  • Телефон: 921 7семь99 четыре21
  • Возраст: 60
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

#3 Andruha2121

  • Верховный шаман 🙂
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 354
  • Регистрация: 03 Ноябрь 11
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Челябинск
  • Настоящее имя: Андрей
  • Автомобиль: газ 21 1968г.в., газ 24 1977г.в., патриот акпп
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#4 Shurick422

  • Верховный шаман 🙂
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 799
  • Регистрация: 04 Июль 16
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Москва
  • Настоящее имя: Александр Михайлович
  • Автомобиль: Газ 21Р 1969 Н422АК37 Рита , AUDI Q7 3,0 TDI 2006 К131АК 50 Авдотья.
  • Возраст: 64
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#5 Самоделкин

  • Доцент
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 998
  • Регистрация: 14 Апрель 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Таганрог
  • Настоящее имя: Сергей
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р
  • Возраст: 49
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

Что значит в соседней теме? Предлагаете перечитать весь форум? Как пример: цена деления измерительного прибора часового типа ИЧ-10, которым я пользуюсь, равна 0,01мм.

Предлагаете перечитать все подшивки журнала ЗР примерно 80 годов? Интересует только «Волга», Укажите номер и год журнала, а то какой то беспредметный разговор получается. Я уже много лет искал подобное устройство, с ИЧ-10, для двигателя «Волги», но встречались только для ВАЗа. Если есть конкретная информация по теме, поделитесь, не держите в себе, думаю и мне и народу будет интересно узнать что то новое.

#6 Shurick422

  • Верховный шаман 🙂
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 799
  • Регистрация: 04 Июль 16
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Москва
  • Настоящее имя: Александр Михайлович
  • Автомобиль: Газ 21Р 1969 Н422АК37 Рита , AUDI Q7 3,0 TDI 2006 К131АК 50 Авдотья.
  • Возраст: 64
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
Читайте также:  Коленные клапаны для чего

#7 Самоделкин

  • Доцент
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 998
  • Регистрация: 14 Апрель 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Таганрог
  • Настоящее имя: Сергей
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р
  • Возраст: 49
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

С этим не поспоришь, гораздо удобнее, полностью согласен. Но щуп не заходит в ямку от выработки, а вот снимать ось коромысел и стачивать выработку соблюдая радиус R10, и при этом сохраняя параллельность поверхности с осью коромысел, с последующей полировкой и плоско-параллельной пришлифофкой торцов клапанов, совсем не удобно. Отложить эту «приятную» процедуру на достаточно долгий срок и помогает мое приспособление.

#8 shtabs

  • Верховный шаман 🙂
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 852
  • Регистрация: 04 Декабрь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Луганск-Kиев
  • Настоящее имя: Виктор
  • Автомобиль: ГАЗ-21УС 1963г., ГАЗ-3110, Хайлендер, Акцент, Аккорд
  • Возраст: 59
  • Отношение к аутентичности: Серьезные переделки

Сообщение отредактировал shtabs: 05 Сентябрь 2016 — 20:14

#9 tehnik

  • Верховный шаман 🙂
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 2 664
  • Регистрация: 22 Май 10
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: спб
  • Настоящее имя: Владимир
  • Автомобиль: газ 21
  • Телефон: 921 7семь99 четыре21
  • Возраст: 60
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

#10 Tesla

  • радиолюбитель
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 414
  • Регистрация: 25 Ноябрь 10
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: павловский-посад
  • Настоящее имя: Олег
  • Автомобиль: ГАЗ — 21Р
  • Телефон: просто спросите
  • Возраст: 25
  • Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу

Приветствую всех,прямо так и тянет некоторых на создание из темы в тему чего то уже давно решенного,это сродни придания более круглой формы сфере,а оно надо. Если есть выработка на коромыслах то тут замена-ремонт,а не обход решения любой возникшей неисправности.К такому склонны те кто мало ездит на волге,а руки то чешутся невозможно что либо покрутить.
Может конечно это и осенние обострения` .Хотя небезизвестного «питерского» товарища тянет на это постоянно,в последствии аж двигатели сгорают от «улучшайзинга»,а потом окажется что колодки были чрезмерно зажаты и тд.

Если уж так хочется предложить нужную и полезную вещь,пустить свои способности в нужное русло -получив одобрение автовладельцев,то раздумайте над чем нибудь действительно новым-полезным и быть в этом вопросе ПЕРВЫМ и именно так,вот тогда все скажут спасибо.

Сообщение отредактировал Tesla: 05 Сентябрь 2016 — 21:45

#11 Tixomir

  • Авто-доктор
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 767
  • Регистрация: 23 Март 08
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Курорт ВЦСПС
  • Настоящее имя: Владимир
  • Возраст: 54
  • Отношение к аутентичности: На себя посмотри!

Andruha2121 (05 Сентябрь 2016 — 19:28) писал:

Вот именно.

shtabs (05 Сентябрь 2016 — 20:12) писал:

#12 UFP-21

  • Инженер
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 320
  • Регистрация: 04 Январь 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Москва
  • Настоящее имя: Эдуард
  • Автомобиль: ГАЗ-21С
  • Возраст: 52
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

Сообщение отредактировал UFP-21: 05 Сентябрь 2016 — 22:39

#13 Самоделкин

  • Доцент
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 998
  • Регистрация: 14 Апрель 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Таганрог
  • Настоящее имя: Сергей
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р
  • Возраст: 49
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

Теперь я понял, почему в нашей стране не производят хороших автомобилей. И запчасти к ним тоже хорошими руками до сих пор делают, берёшь партию деталей, и в ней нет двух с одинаковыми размерами. Зачем использовать точное оборудование, когда все можно хорошими руками сделать, а немцы и японцы с кривыми руками рождаются, поэтому им бедолагам приходится продукцию на точном оборудовании производить.

Предлагаете после каждой тысячи километров ось кормысел снимать?

#14 agg

  • Постоянный участник
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 117
  • Регистрация: 21 Октябрь 07
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Киев
  • Настоящее имя: Геннадий
  • Автомобиль: ГАЗ 21и, UAZ-Patriot
  • Возраст: 38
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#15 Самоделкин

  • Доцент
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 998
  • Регистрация: 14 Апрель 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Таганрог
  • Настоящее имя: Сергей
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р
  • Возраст: 49
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

Для измерения бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи на картере заднего моста закрепляем индикатор, подведя его щуп к вершине зуба с наружной стороны ведомой шестерни. Зазор должен быть 0,15–0,20 мм (для новой пары, пара с износом регулируется только по пятну контакта). Пятно контакта все равно нужно проверить. Замеры следует повторить не менее чем на шести зубьях в противоположных зонах венца.

После регулировки бокового зазора в зацеплении проверяем осевой люфт в подшипниках дифференциала, для чего:
закрепляем на штативе индикатор, упирая его щуп в торец ведомой шестерни. Покачивая шестерню в осевом направлении, замеряем люфт в подшипниках дифференциала.

Регулировочной гайкой, расположенной с противоположной стороны от ведомой шестерни, выставляем осевой люфт 0,055–0,035. Далее, поджимая гайку, устанавливаем преднатяг подшипников: 0,1 – при пробеге подшипников менее 10 тыс. км; 0,05 – при пробеге более 10 тыс. км. Поворот гайки на один паз соответствует “сжатию” подшипника на 0,03 мм. Также нужно измерить биение затылка ведомой шестерни (не более 0,05). Отрегулировав, затяните болты крышек подшипников и установите стопорные пластины и ещё раз проверьте боковой зазор.

А это мост моей ласточки ГАЗ-21Р

Сообщение отредактировал Самоделкин: 05 Сентябрь 2016 — 23:29

Источник

Поделиться с друзьями
Дядя Валера