Что такое заземление на мостовом кране

Контур заземления мостового крана

Мостовой кран – это тип подъемной техники, для функционирования которой требуется возведение специальной металлоконструкции (моста), которая служит направляющей для движения грузозахватного устройства. Для того, что его эксплуатация была безопасной, требуется проверить не только механическую часть работы устройства, но и электрическую, в частности, контур заземления.

Как производится заземление мостового крана?

Заземление мостового крана – процедура обязательная, ее проведение прописано в ПУЭ, раздел 5, глава 5.4 Электрооборудование кранов. Как для любой электроустановки, для его эксплуатации требуется наличие контура заземления, сопротивление которого должно соответствовать нормам.

Особенности устройства мостового крана допускают отсутствие специальных заземлителей. Для того чтоб параметры работы электроустановки соответствовали требованиям, может быть вполне достаточно, если ее компоненты присоединены к металлоконструкциям, составляющим основу мостового крана. Обязательным условием является наличие единой электрической цепи, чтоб обеспечить это, места контакта компонентов при соединении друг с другом должны быть неокрашенными и зачищенными.

Продолжением контура являются рельсы, по которым передвигается кран, они должны быть надёжно соединены между собой. Тип их заземления зависит от того, установлен кран под открытым небом или в помещении. В первом случае, они присоединяются к специально установленным заземлителям, во втором — к общему контуру заземления помещения. На фото видно, как соединены между собой участки рельсов для обеспечения непрерывности контакта подкранового пути.

Как производится проверка контура заземления?

Для того чтоб мостовой кран был допущен к эксплуатации, его должна обследовать специализированная электролаборатория, итогом проверки является такой документ, как протокол контура заземления.

Проверка контура заземления производится по окончании монтажных работ. Когда подъемный механизм установлен и полностью готов к эксплуатации, производится замер контура заземления мостового крана, для осуществления процедуры применяется специальная методика. При введении в эксплуатацию используются нормативы ПУЭ (правила устройства электроустановок). При повторном обследовании, в качестве регламента применяется другой документ – ПТЭЭП – Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В пункте 5.4.56 ПУЭ сказано, контур заземления крана должен, выполнен в соответствии с требованиями главы 1.7 ПУЭ, и соответственно иметь сопротивление растекания тока контура заземления не более 4 Ома, при питании 380 Вольт и присоединённых естественных заземлителей.

При данной процедуре применяется методика измерения контура заземления, в ней регламентируются условия проведения испытаний, а также комплекс действие, направленных на то, чтоб измерить все необходимые параметры. В работах используется прибор для измерения контура заземления MRU-101, его показания заносятся в протокол, и по их величине производится определение, соответствует сопротивление контура нормативам или нет. При положительном результате мостовой кран допускается к эксплуатации, если же показатели не дотягивают до нормативных, выдаётся предписание, согласно которому собственник должен провести дополнительные работы по монтажу контура и сделать так, чтоб величина его сопротивления укладывалась в регламент.

Для чего нужна проверка сопротивления?

Для чего же требуется измерять сопротивление контура заземления мостового крана как при вводе в эксплуатацию, так и в процессе его эксплуатации? Ответ прост – для соблюдения требований безопасности. Любая электроустановка, в том числе и мостовой кран, является потенциальным источником опасности, и потому исправная работа контура заземления играет важную роль.

Читайте также:  Как установить косой слив унитаза

Проверять его показатели требуется и спустя определенное время после начала эксплуатации, так как под действием внешних факторов технические характеристики контура заземления могут измениться, что делает эксплуатацию крана и даже простое нахождение рядом небезопасным для людей.

Источник

Правила заземления мостового крана

Любое промышленное оборудование, оснащенное электроприводом, должно иметь заземление. Только таким образом можно защитить рабочих от удара током. А так как производство мостовых кранов осуществляется с установкой электропривода, от которого и будет в дальнейшем работать оборудование, то следует знать некоторые правила, касающиеся заземления.

Данные правила нельзя игнорировать, даже если кажется, что причин для беспокойства нет. Да, не все детали и элементы конструкции агрегата находятся под напряжением. Есть элементы, которые прямо относятся к электрооборудованию, а есть и такие, которые находятся далеко от любого кабеля или токопровода. Однако никогда нельзя исключать риск обрыва проводов, повреждения изоляции, аварии, при которых под напряжением окажутся все металлические детали мостового крана.

Элементы, подлежащие заземлению

Что же представляет собой заземление? Под этим понятием понимается особый способ электрического соединения деталей агрегата с землей. Осуществляется заземление при помощи специальных устройств, предназначенных непосредственно для этих целей.

Заземляют следующие элементы:

  • Кожухи электроаппаратов;
  • Металлоконструкции грузоподъемного оборудования;
  • Трубы, выполняющие функцию защиты кабелей и проводов;
  • Металлические корпуса и оболочки.

При этом возможна одна из нескольких схем заземления. Выбирается она с учетом таких показателей, как напряжение, а также питающая сеть и ее система электроснабжения.

Если при покупке грузоподъемного агрегата вы нашли неокрашенные места на металлоконструкции, не стоит думать, что это по ошибке или по недосмотру. Дело в том, что эти места (обязательно зачищенные) оставляют специально для выполнения заземления корпусов электрооборудования крана и его двигателей с основной металлоконструкцией. Сделать это через окрашенную поверхность невозможно, так как лакокрасочное покрытие, как известно, не проводит электричество.

Основные моменты заземления

Металлоконструкция также должна быть заземлена. Осуществляется это через крановые пути. Также при помощи перемычек путем сварки соединяют стыки рельсов и подкрановые балки. В итоге получается непрерывная, максимально надежная электрическая цепь.

Если речь идет о грузоподъемном оборудовании, работающем на улице, то пути заземляются с помощью специальных деталей – заземлителей. Пути агрегатов, работающих в помещении, просто соединяются через главный контур заземления. Такой контур присутствует во всех промышленных зданиях, так как, помимо кранов, на предприятии работают и другие виды производственного оборудования.

Важным моментом является своевременная диагностика оборудования и проверка заземления, включая состояние всех элементов. Проводится это обычно один раз в год, но может быть выполнено и чаще, в целях повышения техники безопасности на предприятии. Обычно за это отвечают электрики или бригада кранового хозяйства.

Источник

Правила заземления мостового крана

Любое промышленное оборудование, оснащенное электроприводом, должно иметь заземление. Только таким образом можно защитить рабочих от удара током. А так как производство мостовых кранов осуществляется с установкой электропривода, от которого и будет в дальнейшем работать оборудование, то следует знать некоторые правила, касающиеся заземления.

Читайте также:  Где поставить счетчик на даче

Данные правила нельзя игнорировать, даже если кажется, что причин для беспокойства нет. Да, не все детали и элементы конструкции агрегата находятся под напряжением. Есть элементы, которые прямо относятся к электрооборудованию, а есть и такие, которые находятся далеко от любого кабеля или токопровода. Однако никогда нельзя исключать риск обрыва проводов, повреждения изоляции, аварии, при которых под напряжением окажутся все металлические детали мостового крана.

Элементы, подлежащие заземлению

Что же представляет собой заземление? Под этим понятием понимается особый способ электрического соединения деталей агрегата с землей. Осуществляется заземление при помощи специальных устройств, предназначенных непосредственно для этих целей.

Заземляют следующие элементы:

  • Кожухи электроаппаратов;
  • Металлоконструкции грузоподъемного оборудования;
  • Трубы, выполняющие функцию защиты кабелей и проводов;
  • Металлические корпуса и оболочки.

При этом возможна одна из нескольких схем заземления. Выбирается она с учетом таких показателей, как напряжение, а также питающая сеть и ее система электроснабжения.

Если при покупке грузоподъемного агрегата вы нашли неокрашенные места на металлоконструкции, не стоит думать, что это по ошибке или по недосмотру. Дело в том, что эти места (обязательно зачищенные) оставляют специально для выполнения заземления корпусов электрооборудования крана и его двигателей с основной металлоконструкцией. Сделать это через окрашенную поверхность невозможно, так как лакокрасочное покрытие, как известно, не проводит электричество.

Основные моменты заземления

Металлоконструкция также должна быть заземлена. Осуществляется это через крановые пути. Также при помощи перемычек путем сварки соединяют стыки рельсов и подкрановые балки. В итоге получается непрерывная, максимально надежная электрическая цепь.

Если речь идет о грузоподъемном оборудовании, работающем на улице, то пути заземляются с помощью специальных деталей – заземлителей. Пути агрегатов, работающих в помещении, просто соединяются через главный контур заземления. Такой контур присутствует во всех промышленных зданиях, так как, помимо кранов, на предприятии работают и другие виды производственного оборудования.

Важным моментом является своевременная диагностика оборудования и проверка заземления, включая состояние всех элементов. Проводится это обычно один раз в год, но может быть выполнено и чаще, в целях повышения техники безопасности на предприятии. Обычно за это отвечают электрики или бригада кранового хозяйства.

Источник

Заземление мостового крана — безопасное перемещение грузов

Подписка на рассылку

Мостовой кран (рис. 1) — это устройство, используемое для перемещения грузов в большом закрытом помещении, где он монтируется на потолок или стену. Заземление мостового крана осуществляется с применением естественных коммуникаций из металла, проложенных в земле либо заземляющего контура.

Монтаж искусственных заземлителей

Если естественные заземлители (трубы, арматура и пр.) не подходят для мостового крана, то необходимо выполнить монтаж заземляющего контура. Для этих целей понадобится угловая сталь размером 50 х 50 и толщиной не менее 4 мм и длиной 5 м. Уголки забиваются по контуру на глубину, при которой верхний край стального уголка выступает из земли на 0,5 м. Расстояние между заземлителями должно составлять около 2,5–3 м, а их соединение необходимо проводить с помощью стальных полос с сечением не менее 48 мм.

Читайте также:  Как проверить работоспособность клапана n75

Магистрали заземления для зданий с напряжением электросети до 1000 В выполняются из стальной полосы сечением не менее 100 мм2, а ответвления от магистрали к конкретным электрическим установкам — стальной полосой не менее 24 мм 2 .

Как проводится заземление мостового крана?

Перед тем как проводить заземление мостового крана, необходимо подобрать провод, который будет соединять части электрооборудования и стальные полосы. Для заземления отлично подойдет провод ПуВ — медная жила с изоляцией из поливинилхлорида. Этот провод выдерживает напряжение до 1000 В и имеет 1-й класс гибкости. Хорошо подходит и провод ПуГВ с медной жилой и ПВХ-оболочкой с классом 5.

В мостовом кране заземлению подлежат корпуса двигателей, кожухи аппаратов, стальные трубы, используемые для прокладки проводов, корпуса пускорегулирующих резисторов и другие элементы.

Заземление металлических элементов осуществляется через подкрановые пути и выполняется через контакт между рельсами (рис. 2) и ходовыми колесами крана.

Стенки рельс соединяются перемычками или сваркой, образуя непрерывную цепь. Выбранный провод присоединяется к рельсам с помощью сварки, к корпусам двигателя и аппаратам — с применением болтовых соединений для надежного контакта. После этого заземляющий провод соединяется с магистралью заземления.

Источник

Как заземляется мостовой кран

Такое грузоподъемное оборудование, как кран мостовой, чаще всего работает на электроприводе. И, как любой электрический агрегат, он должен быть заземлен, чтобы обеспечивался уровень безопасности при работе с ним или обслуживании.

Заземление является очень важным моментом. Даже в тех случаях, когда кажется, что оно не нужно, якобы не все детали конструкции находят под напряжением. Возможный обрыв проводов может случиться в любой момент, например, при аварийной ситуации. И тогда под напряжением оказываются все элементы агрегата.

Под заземлением подразумевают электрическое соединение элементов оборудования с землей. Для этого необходимо использовать специальные устройства. Заземлению подлежат такие элементы, как общая металлоконструкция мостового крана, металлические оболочки и корпуса, кожухи электрических аппаратов, а также трубы, применяемые для защиты токопроводов и кабелей от механических повреждений. Существует несколько схем заземления, из которых выбирается та, которая наиболее подходит под определенные условия предприятия.

Для того чтобы выполнить заземление двигателей и корпусов с общей конструкции, на ней оставляют неокрашенные участки. Как известно, лакокрасочное покрытие не пропускает электрический ток, соответственно, через окрашенную поверхность невозможно произвести заземление. Сама конструкция заземляется через крановые пути, таким образом, получается надежная и непрерывная электрическая цепь.

Стоит отметить, что заземление грузоподъемного оборудования, работающего в уличных условиях, осуществляется через специальные заземлители. А вот агрегаты, работающие в цехах, соединяются через контур заземления здания. Данный контур присутствует на всех заводах и предприятиях, ввиду того, что на них работают и другое оборудование – станки, производственные линии и прочее.

Во время профилактического обслуживания и ремонта мостовых кранов, обязательным является пункт проверки состояния заземления. Электрики тщательно проверяют не только изоляцию кабелей и электрооборудование, но и то, насколько надежно агрегат заземлен. В случае необходимости, нужные детали заменяются или ремонтируются, и заземление осуществляется заново. Рекомендуется делать это не реже одного раза в год, однако, предприятие может выполнять данную процедуру чаще, чтобы повысить уровень электробезопасности.

Источник

Поделиться с друзьями
Дядя Валера