Что такое кран коробка

Что такое кран коробка

КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСМИССИИ АВТОКРАНА

Коробку отбора мощности вводят в трансмиссию базового шасси для передачи крутящего момента от его двигателя механизмам крана (при механическом приводе) или генераторам и гидронасосам (соответственно при электрическом и гидравлическом приводах).

В зависимости от способа установки коробки отбора мощности бывают двух типов.

Коробку первого типа встраивают в трансмиссии базового автомобиля (вместо промежуточной опоры карданного

вала шасси) между выходным валом коробки перёдач и валом редуктора заднего моста, с которыми она соединяется специально укороченными карданами. Такие коробки обеспечивают передачу мощности либо механизмам крана, либо ведущим колесам при передвижении. Их применяют на кранах типов К С-2561К и КС-2561Д с механическим приводом, СМК-10 с электрическим приводом и КС-2571 А и КС-3575А с гидравлическим приводом. Коробки представляют собой одноступенчатые цилиндрические редукторы с одним или реже двумя промежуточными валами или без них (СМК-10).

Коробку второго типа пристраивают к трансмиссии базовых автомобилей: устанавливают на коробке передач (двухосное шасси кранов КС-2561Д, КС-3562Б и КС-3571 и КС-3577 последних выпусков) или на раздаточной коробке (трехосное шасси кранов КС-4561А, МКА-16 и др.).

Коробка отбора мощности первого типа (рис. 68) представляет собой цилиндрический редуктор с прямозубыми ше-
стернями. Ведущая шестерня 2 и ведомое зубчатое колесо 21 посажены соответственно на валах 16 и 22 на шлицах, а промежуточная шестерня 20 — на оси 18 на шпонке.

Ведущий вал 16 установлен одним концом в корпусе 23 на шарикоподшипниках 17, а другим — опирается через радиальный сферический двухрядный шарикоподшипник 3 в гнездо ведомого вала 5 привода заднего моста шасси. Вал 5 установлен в корпусе на двух однорядных конических роликоподшипниках 4. Внутренние кольца подшипников 4 зажаты на валу 5 гайкой через втулку 11 и фланец 8, наружные кольца закреплены между буртом корпуса 23 и крышкой 7. Осевое перемещение валов регулируют прокладками 10 и 13, установленными между корпусом 23 и крышками 7 и 14. Гнездо переднего конца вала 5 заканчивается зубчатым венцом с внутренними зубьями.

Рис. 68. Коробка отбора мощности, встроенная в трансмиссию (а), и ее кинематическая схема (б):
1 — маслоуказатель, 2, 20 — шестерни, 3, 4, 17, 19 — подшипники, 5, 16, 22 — валы, 6 — манжета, 7, 14 — крышки, 8, 15 — фланцы, 9 — болт, 10, 13 — прокладки, И -втулка, 12, 24 — пробки, 18 — ось, 21 — зубчатое колесо, 23 — корпус, 25 — шкив, 26 — валик, 27 — вилка, 28 — винт, 29 — пружина, 30 — шарик

Вал 16 получает вращение от коробки передач шасси базового автомобиля через карданную передачу, фланец которой крепится к фланцу 15 вала, а передает

движение шестерне 2, которая в крайнем правом положении входит в зацепление с венцом вала 5 и передает движение на задний мост базового автомобиля через фланец 8, соединенный с карданной передачей. Отбор мощности на привод крановых механизмов производится при перемещении шестерни 2 в крайнее левое положение: шестерня 2 входит в зацепление с шестерней 20, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом 21, и мощность передается на ведомый вал 22.

Читайте также:  Как остановить газовый счетчик матрикс

Промежуточная ось 18 и вал 22 установлены в корпусе коробки на шарикоподшипниках 19. На наружном конце вала 22 установлен на шлицах шкив 25 тормоза ограничителя грузоподъемности.

Шестерня 2 переводится в то или иное положение вилкой 27, закрепленной на поводковом валике 26 болтом 9. Валик 26 имеет два положения, в которых он фиксируется пружинным фиксатором, состоящим из шарика 30, пружины 29 и винта 28.

Коробка смазывается разбрызгиванием масла, заливаемого через пробку 24. Сливают масло через отверстие в нижней части коробки, закрываемое магнитной пробкой 12. Магнит пробки предназначен для сбора металлических частиц из масла. Выходные концы валов редуктора уплотнены каркасными сальниками —
манжетами 6. Уровень масла в редукторе проверяют по маслоуказателю 1.

У крана КС-2561 К с гидравлическим приводом выносных опор вместо вала 22 на корпус редуктора установлен гидронасос, конец вала которого вводится в зубчатое зацепление с колесом 21, ас шестерней 20 кроме колеса 21 входит в зацепление и еще одно зубчатое колесо, через которое передается крутящий момент коническому редуктору и далее рабочим механизмам крана.

Рис. 69. Коробка отбора мощности крана СМК-10 (а) и ее кинематическая схема (б): 1,5 — фланцы, 2 — подшипник, 3, 4 — входной и выходной валы, 6 — корпус, 7 — венец, 8 — муфта переключения, 9 — зубчатый венец, 10 — ступица, 11 — шкив, 12 — пальцы

У крана СМК-10 корпус (рис. 69) коробки установлен на кронштейне ходовой рамы и крепится болтами. В корпусе на двух шарикоподшипниках установлена ступица 10, к которой пальцами 12 присоединен ведущий шкив 11 клиноременной передачи, внутри ступицы на шарикоподшипниках 2 — входной 3 и выходной 4 валы. Для соблюдения соосности валов двухрядный сферический шарикоподшипник размещен на одном конце вала 3 и в гнезде вала 4. На шлицевых концах валов 3 и 4 установлены фланцы 1 и 5, которыми коробка соединяется с карданными валами. На валу 3 на шлицах размещена муфта переключения 8, которая может входить в зацепление с зубчатым венцом 9 ступицы 10 или с венцом 7, выполненным заодно с валом 4.

Если муфта 8 находится в крайнем
правом положении, она входит в зацепление с венцом 7 и движение передается на ведущий мост шасси, если в крайнем левом (показано на рисунке) — движение от входного вала 3 через муфту и ступицу 10 передается ведущему шкиву 11 клиноременной передачи. Ведомый шкив закреплен на валу генератора, установленного на специальной плите на кронштейнах нижней рамы.

Корпус 6 чугунный, масло в него заливают через отверстие для маслоуказа-теля. Для слива масла предусмотрена пробка. Между крышками подшипников,
корпусом и валами установлены прокладки и уплотнительные манжеты во избежание течи масла из коробки.

У кранов КС-2561 Д (рис. 70, а), КС-3562Б и КС-3571 коробка отбора мощности (второй тип) укреплена двумя призонными шпильками и четырьмя болтами с правой стороны коробки передач 9 шасси базового автомобиля (под кабиной шасси).

В корпусе 1 на подшипниках установлены шестерни 2 и 3, находящиеся в постоянном зацеплении с шестерней 10 блока шестерен заднего хода коробки пере-дач. При включении коробки отбора мощности вилка 7, связанная с валиком 5, перемещает муфту 8 по шлицам вала 4, вводя ее в зацепление с кулачками шестерни 3. Таким образом, крутящий момент от двигателя через шестерни 2 и 3 передается на вал 4. Валик 5 тягой связан с рычагом включения коробки отбора мощности. В выключенном положении валик фиксируется шариковым фиксатором 6, а во включенном — тем же фиксатором и специальной защелкой. В выключенном положении шестерни свободно вращаются: шестерня 2 — на подшипниках качения, шестерня 3 — на втулке.

Читайте также:  Как настроить клапана на рейсер 150 кубов

У кранов КС-4561 А (рис. 70,6), КС-4571 и МКА-16 коробка отбора мощности установлена на корпусе раздаточной коробки автомобиля. Она состоит из корпуса 1, оси 12, шестерен 2 и 3 и вала 4. Шестерня 3 перемещается по шлицам вала вилкой 7, которая соединена тягой с рычагом управления. Шестерня 2 соединена с шестерней отбора мощности, раздаточной коробки автомобиля. Когда шестерня 3 соединяется с шестерней 2, вращение передается валу 4.

Рис. 70. Коробки отбора мощности кранов КС-2561Д (а) и КС-4561А (б): I — общий вид, II — кинематическая схема; 1 — корпус, 2, 3 — шестерни, 4 — вал, 5 — валик, 6 — фиксатор, 7 — вилка, 8 — муфта, 9 — коробка передач автомобиля, 10 — шестерня, 11 — карданный вал, 12 — ось

Источник

Кран-букса: как выбрать, устройство, замена своими руками

Кран-букса – является основным элементом внутри любого двуручкового смесителя. Эта деталь находится в корпусе смесителя и отвечает за открытие/закрытие подачи, регулирование температуры и напора воды. У кран-буксы, как и у любого устройства имеется определенный срок службы, по истечению которого она приходит в негодность. В случае протечки смесителя, в большинстве случаев виной тому становится именно она. В данной статье мы расскажем про все виды кран-букс, как её выбрать и заменить.

Что такое кран-букса, как найти поставщика, как выбрать кран-буксу и самостоятельно поменять?

Что такое кран-букса

Кран-букса – это так называемое «сердце» смесителя, относящееся к виду запорной крановой арматуры и выполняющее следующие функции:

  1. Открытие и закрытие потока воды;
  2. Регулирование напора;
  3. Изменение температуры воды.

Кран-букса изготавливается из латуни и имеет в своей конструкции довольно большое количество прокладок (резиновых и/или керамических). Второе название кран-буксы – вентильная головка.

Рукоятка или ручка, которую мы крутим чтобы открыть воду называется маховик или барашек.

Виды и особенности кран-буксы

При активной эксплуатации смесителя, особенно в больших семьях, кран-букса через определенное время выходит из строя и требует замены. Чтобы правильно выбрать деталь, давайте рассмотрим разновидности кран-буксы.

На рынке имеется огромное количество смесителей, которые различаются по стоимости и дизайну, но все они делятся на два типа установленной кран-буксы:

Кран-букса с червячным механизмом (резиновая). Оснащается штоком, который при прокручивании вентиля прижимает резиновую прокладку, перекрывая подачу воды через смеситель. Такая кран-букса отличается необходимостью совершить несколько полных прокручиваний для полного открытия или закрытия.

Данная деталь также делится на два типа: с направляющими для запорного клапана и с обратной резьбой к валу. На внешней нижней части корпуса имеется резьба, позволяющая состыковать кран-буксу со смесителем. Для удобства замены кран-буксы на верхней части расположены грани для гаечного ключа.

Читайте также:  Как заделать течь унитаза

Длительность службы детали напрямую зависит от качества резинового материала, который использовался для изготовления прокладок. При износе резиновой прокладки, в трубопроводе создается шум после прокручивания вентиля. Иногда смеситель может начать «подкапывать». В этом случае достаточно будет заменить одну прокладку на новую.

Достоинства:

  • Простота в обслуживании;
  • Невысокая стоимость;
  • Возможность самостоятельного изготовления прокладки.

Недостатки:

  • Недолговечная эксплуатация (около 5 лет);
  • Чувствительность к качеству воды.

Керамическая кран-букса. Разрабатывалась как современная альтернатива резиновой кран-буксе, которая набрала популярность ещё в советские времена. Конструкция детали проста, надежна и долговечна.

Отличительная черта устройства – простота конструкции. Внутренний запорный элемент состоит из двух керамических дисков с одинаковой формой отверстий, совмещение и развод которых регулирует подачу воды. Один диск остается неподвижным, в то время, как второй подвижен и при повороте ручки крана, он открывает или закрывает отверстие на первом диске. Устройство устанавливается в смеситель с помощью штатных уплотнителей и шайб.

Керамическая кран-букса крайне чувствительна к качеству воды. Букса с керамическими вставками не может стереться даже при длительной эксплуатации, однако при наличии песка или других примесей в воде и отсутствии качественного фильтра, кран может прийти в негодность.

Вода протекает только по каналам, которые для этого предназначены. Это достигается благодаря высокой плотности керамических дисков. Керамическая кран-букса отличается бесшумной работой и возможностью сделать лишь пол-оборота маховика для подачи воды. Это ускоряет управление устройством, но возникают трудность регулирования напора.

Достоинства:

  • Бесшумность;
  • Длительный период эксплуатации;
  • Легкость включения и отключения подачи воды;

Недостатки:

  • Стоимость (300-350 рублей);
  • Чувствительность к качеству воды;
  • Не подлежит ремонту после выхода сердцевины из строя;
  • Необходимость установки фильтра.

Внимание: Если у вас стоит однорычажный смеситель, то регулирование воды в нем производится с помощью специального картриджа. В таких смесителях кран-букса не используется!

Как выбрать кран-буксу

Любое устройство со временем приходит в негодность и требует замены или ремонта. Перед тем, как пойти в магазин сантехники для покупки новой детали, вам потребуется учесть некоторые аспекты:

  • Размер кран-буксы (длина и диаметр посадочного места);
  • Тип кран-буксы (червячная или керамическая);
  • Длина и конфигурация штока;
  • Число шлицов (для импортных моделей). Бывает 15, 20, 24 шлица;
  • Наличие или отсутствие дополнительной резьбы в верхней части кран буксы (необходима для многих маховиков крестообразной формы).
  • Угол поворота керамической кран-буксы (90 или 180 гр).

«Зачастую модели российского производства невозможно поставить вместо импортных. При замене отечественной кран-буксы на импортную, необходимо приобрести изделие с маховиком в комплекте.»

Если вы решили заменить одну модификацию на другую (например, червячную на керамическую), учитывайте размерное значение (длина, диаметр), вид штока и наличие дополнительной резьбы. Рекомендуется при походе в специализированный магазин иметь при себе старую кран-буксу для более точного подбора и сопоставления.

Также при выборе кран-буксы необходимо учесть эксплуатационные условия и качество воды, которая напрямую повлияет на длительность эксплуатации запорного элемента.

Для простоты выбора специалисты компании МастерПроф разработали таблицу с фотографиями кран букс и их основными техническими характеристиками на которые нужно обратить внимание.

Также данная информация продублирована на каждой упаковке кран-буксы.

Источник

Поделиться с друзьями
Дядя Валера