Что нужно для управления кранами

Как работать на автокране

Крановщиком называют специалиста, управляющего грузоподъемной машиной с целью перетаскивания, подъема и опускания грузов на сравнительно небольшие расстояния по территории объекта. Данное оборудование широко используется в строительных, восстановительных, погрузочно-разгрузочных работах. Управление этой непростой техникой связано с риском причинения вреда здоровью как для рабочих на площадке, так и для самого крановщика. В связи с этим должность оператора автокрана считается сложной и ответственной. Данная работа требует от специалиста владения всеми теоретическими знаниями по технике эксплуатации подъемника и умения безукоризненно работать с оборудованием на практике. Сегодня мы рассмотрим, как работать на автокране и какие требования предъявляются к специалистам.

Что нужно знать об автокране

Некоторые из самых ранних конструкций автокранов появились еще во время Первой мировой войны. По мере того как страны использовали тяжелую технику для строительства бункеров и улучшения боевых объектов, была обнаружена необходимость в высокомобильном кране. Многие типы прорезиненных гусеничных конструкций, наряду с конструкциями высокоскоростных стальных и резиновых гибридных гусениц, не выдержали дорожных испытаний. Установка крана, помещенного на шасси грузовика, оказалась очень полезной — вскоре большинство стран, участвовавших в войне, стали эксплуатировать свои собственные версии кранов. Современный автокран можно встретить во многих модификациях, от моделей шасси грузовиков до специально построенных колесных транспортных средств, напоминающих ковшовые погрузчики со стрелой.

Автокран очень похож на гусеничный кран без гусениц. Оборудование помещает стрелу крана на шасси грузовика с резиновыми шинами. Это позволяет автокрану работать на общественных улицах и самостоятельно подъезжать к месту проведения работ, не требуя прицепа. Автокран имеет выносные опоры, которые разворачиваются при работе со стрелой, что позволяет поддерживать кран ровным и стабильным. Без выносных опор кран был бы ограничен по количеству веса, который он мог бы поднять — он был бы в состоянии вместить только то количество веса, которое могли бы выдержать шины.

Функция крана на рабочем месте не является легко заменяемой. Поднимать очень тяжелые предметы и устанавливать их в нужное положение может быть очень трудно. Гусеничный кран может хорошо подходить для этой цели, однако он очень медленно движется и ограничен своим местоположением, так как его нельзя вести по дороге общего пользования. На автокране можно устанавливать стреловые работы на шасси грузовика с приводом от шин. Это позволяет быстро поднять технику на рабочую площадку, а затем за считанные минуты доставить ее на другой объект.

Шина является определяющим фактором в количестве веса, которое может выдержать шасси. Автокран решает эту проблему за счет гидравлического домкрата в каждом углу шасси. Когда домкраты развернуты, автокран фактически поднимается в воздух, и резиновые шины не соприкасаются с землей. В таком случае кран способен поднимать и поддерживать большое количество веса.

Обязанности крановщика

Зона ответственности специалиста зависит от выполняемых им операций. Это связано с тем, что не существует универсальных работников, которые могли бы управлять каждым видом грузоподъемной техники. Грамотная эксплуатация крана любого типа (башенного, мостового, автомобильного, портового или кран-балки) требует наличия определенной специализации. При этом для управления отдельным механизмом нужно пройти соответствующее обучение. Управлением автокрана занимаются операторы, крановщики и машинисты подъемного оборудования.

Обязанности оператора автокрана

  • Управление механизмом (разгрузка, передвижение груза).
  • Контроль за надежностью крепления груза.
  • Знание сигнальных команд стропальщика.
  • Контроль показаний измерительных приборов.
  • Обслуживание автокрана — ответственность за выполнение технического осмотра.
  • Своевременное проведение смазки комплектующих.
Читайте также:  4d56 клапан отсечки топлива где находится

Также желательно, чтобы крановщик мог принимать участие в выполнении ремонта автокрана. В целом данному специалисту нужно знать все об особенностях устройства данной грузоподъемной техники, так как ему предстоит постоянно контактировать с ней, а значит, в случае неисправности крана, он должен первым ее обнаружить и оперативно принять посильные меры по ее устранению.

Крановщику необходимо все знать о назначении и принципе работы подъемника. Также данный специалист должен:

  • разбираться в устройстве грузозахватных механизмов и сборочных узлов,
  • правильно использовать приборы безопасности,
  • быть знакомым со слесарным делом (уровень слесаря 4 разряда),
  • знать и соблюдать правила пожарной безопасности в процессе управления автокраном,
  • соблюдать охрану труда,
  • быть знакомым с правилами производственной санитарии,
  • уметь управлять техникой, грузоподъемность которой составляет от 10 до 14 тонн,
  • хорошо разбираться в устройстве токопровода питания агрегата, электрооснастки для запуска или остановки электродвигателей исполнительных механизмов.

Что входит в обязанности машиниста подъемного устройства

Данному специалисту предъявляются следующие требования:

Машинист подъемного устройства должен обладать превосходной реакцией и рядом других профессиональных качеств:

  • внимательность,
  • стрессоустойчивость,
  • осмотрительность,
  • дисциплинированность,
  • собранность,
  • наблюдательность,
  • усидчивость.

Работа машиниста связана с тем, что он все время находится в кабине на большой высоте, поэтому к выполнению этих обязанностей допускаются только люди с крепким здоровьем и отличной физической выносливостью. Специалистам, управляющим автомобильным краном, необходимо иметь 100%-ное зрение, а также острый слух.

Какие бывают разряды крановщиков

Все работники, обучающиеся управлению автомобильным краном, должны иметь соответствующий квалификационный разряд. Наличие той или иной категории является определяющим фактором в распределении рабочей нагрузки, должностных обязанностей, степени ответственности и размера оплаты труда. Так, крановщики, имеющие разряд от 6 до 8, имеют большую зарплату по сравнению со специалистами 4 и 5 категорий. Те специалисты, которые имеют самый высокий разряд, имеют большой спрос на рынке труда среди работодателей.

Для крановщиков существует пять основных разрядов. Он определяется в зависимости от грузоподъемности техники, которой может управлять работник.

  • 4 разряд считается начальным — подразумевает управление краном грузоподъемностью не более 6 тонн;
  • 5 разряд — агрегаты от 6 до 10 тонн;
  • 6 разряд — сюда входят автомобильные, а также гусеничные краны, тоннаж которых составляет 10—20 тонн;
  • 7 разряд — техника с грузоподъемность от 20 до 40 тонн;
  • 8 разряд (высшая категория) — управление погрузчиками, способными выдерживать самые большие нагрузки — от 40 до 60 тонн.

Перечисленные выше категории присваивает Гостехнадзор. По окончании училища выпускники получают удостоверение начального уровня. При условии, если студент на протяжении изучения программы показывал стабильные результаты и отлично сдал экзамен, он имеет шанс получить 5 разряд. Ежегодно крановщикам, вне зависимости от степени квалификации, требуется подтверждать свой разряд, для чего проводится контрольная проверка знаний и правил работы на автокране.

Категорию всегда можно повысить. Для этого на протяжении года специалисту необходимо отработать на конкретном предприятии на одном агрегате. На протяжении этого срока со стороны работника не должно произойти ни единого случая нарушения правил техники безопасности. Также есть отдельные курсы переподготовки, после прохождения которых можно получить удостоверение крановщика с управлением тяжелого мостового, башенного крана.

Где учиться на оператора и машиниста автомобильного крана?

Получить профессию крановщика можно в учебном центре, имеющем утвержденную программу. Проходить курс могут слушатели, имеющие среднее специальное образование. К прохождению обучения профессии крановщика допускаются люди, которые не имеют медицинских противопоказаний:

  • заболеваний ЦНС,
  • психических нарушений,
  • эпилептических синдромов и других заболеваний, вызывающих расстройство сознания,
  • злокачественных образований,
  • ревматизма,
  • хронических заболеваний почек и печени,
  • хронических кожных заболеваний (экземы и так далее),
  • глаукомы,
  • неподвижности фаланговых суставов, отсутствия фаланг или пальцев,
  • глухоты и хронического одностороннего или двустороннего гнойного воспаления среднего уха и так далее.
Читайте также:  Как передать показания счетчика за воду борский водоканал

Подготовку операторов кранов также могут проводить специализированные центры. Нередко практикуется выезд педагогов на объекты заказчика. То есть обучение тому, как работать на автокране, проходит непосредственно на месте работы. Есть и дистанционные курсы, но они пригодны разве что для получения общего представления и изучения теоретической части курса, поэтому неэффективны.

Получение удостоверения на управление грузоподъемной техникой

Удостоверение машиниста крана — это главный документ, который подтверждает право сотрудника на управление автокраном. В удостоверении прописываются:

  • тип техники, разрешенной к управлению,
  • квалификационный разряд крановщика.

Получить данный документ можно после прохождения теоретического и практического курса, который должен быть организован в специальных условиях, воспроизводящих обстановку рабочих объектов. После того, как программа будет пройдена, студенту понадобится сдать аттестационный экзамен, по итогам которого принимается решение о выдаче удостоверения и присвоении категории.

Продолжительность обучения на крановщика занимает примерно три месяца, из которых один месяц отводится на изучение теоретической части, и два — на прохождение практики. В целом специалисты этой профессии могут учиться и дольше, если у них есть желание получить высшую квалификацию. Для этого необходимо проходить дополнительные курсы.

Сколько времени понадобится на учебу

Подготовка к управлению башенного крана, мостового, портального и железнодорожного типов, включая краны-штабелеры и манипуляторы:

  • теория — 160 часов;
  • практика — 240 часов.

Подготовка машиниста автокрана:

  • теория — 160 часов;
  • практика — 160 часов.

Повышение квалификации машиниста грузоподъемной техники любого вида:

  • теория — 96 часов;
  • практика — 104 часа.

Переаттестация занимает 24 часа. Подготовительная программа длится 40 часов и включает предаттестационную подготовку по «Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Курс промышленной безопасности занимает 16 часов.

Изучение теории, как работать на автокране

Прежде чем приступить непосредственно к управлению грузоподъемной техникой, студенты изучают основы правил работы на автокране. Теоретический курс проводится в специально оборудованных аудиториях, располагающих подробными иллюстрирующими материалами. Данные образовательные пособия помогают получить основные представления о грузоподъемном механизме, необходимые на начальном этапе обучения.

Программа теоретического курса подразумевает подробное рассмотрение следующих вопросов:

  • классификация и назначение кранов, их тоннажность и внутреннее устройство;
  • типы строп и грузозахватных механизмов;
  • нюансы выполнения работ на автомобильном кране;
  • методы браковки;
  • правила безопасной эксплуатации;
  • умение работать с приборами безопасности.

Кроме того, как работать на автокране, на теоретическом курсе уделяются внимание обучению коммуникации будущих крановщиков с остальными участниками рабочего процесса, в частности стропальщиков. Правила использования двусторонней системы радиопереговоров и заполнение вахтенного журнала также изучаются на теории.

Практические занятия обязательны для тех, кто проходит обучение управлению грузоподъемной техникой. Они проводятся сразу после того, как на теоретической части студенты узнали правила работы на автокране. С этой целью учебные центры располагают определенными базовыми объектами. По завершении практики операторы знакомы со всеми тонкостями эксплуатации автомобильного крана и управления им. Помимо того, что на практических занятиях студенты учатся работать на данной технике, они также узнают, как своевременно обнаружить поломку и какие меры необходимо принять для ее устранения. Помимо этого на практическом курсе уделяется время изучению правил эксплуатации автомобильного крана в тех или иных погодно-климатических условиях.

Стоимость обучения на крановщика

Студенты получают права на управление автомобильным краном после того, как успешно пройдут обучающую программу и оплатят курсы. Цена на получение образования по специальности «Крановщик» зависит от того, где находится учебный комбинат, какой уровень квалификации преподавателей и каким образом студентам подается обучающий материал. Стоимость обучения составляет приблизительно 6 000 — 10 000 рублей. Теоретическая и практическая части курса оплачиваются отдельно.

Источник

Что полезно знать владельцу автокрана о специфике работы крановщика?

Управление краном — дело нелегкое, но довольно интересно. Тот, кто хоть однажды видел профессиональный конкурс машинистов, наверняка был восхищён тем, как профессионал закрывает крюком спичечную коробку, не помяв её.

Читайте также:  Как правильно надевать бреф на унитаз

Каждый машинист автокрана проходит обучение, имеет опыт, свои наработки, и о них непосвящённым людям он не рассказывает. Однако знание азов работы машиниста автокрана интересно и полезно даже нанимателю техники для погрузо-разгрузочных или строительных работ.

Автокраны в строительстве

В строительстве автокраны обычно используют для укладки фундамента. Погрузо-разгрузочные работы ведутся либо вручную, либо с применением техники. Первый метод так и называется – ручной, второй – механизированный. Последний обязателен для грузов массой более 50 кг, а также для подъёма грузов на высоту, превышающую 2 м.

Если кран используется на стройке, то перед тем, как приступить к работе, в обязанности крановщика входит прочитать проект строительно-монтажных работ. Если же предстоят погрузо-разгрузочные работы – то осмотреть площадку, на которой они будут проводиться.

Если рядом с рабочей площадкой (менее чем в 30 м) находится линия электропередач, машинисту потребуется наряд-допуск, позволяющий начать работу. Использовать разрешается только автокран с ещё не выработанным ресурсом. Эксплуатировать списанные краны технически запрещено.

Подготовка и условия работы

Перед началом работ машинист производит осмотр ещё не запущенной машины, проверяя её техническое состояние. Затем оператор запускает кран на холостой ход, чтобы убедиться в исправности механизмов.

Место, где проходят работы, должно быть хорошо освещено. Если рабочая зона находится в сильном тумане или идёт снег, что не позволяет крановщику хорошо различать груз и жесты стропальщика, работу прекращают до изменения погодных условий. Таким же образом крановщик поступает в случае грозы или сильного ветра.

В зимнее время работы на автокране можно производить только при допустимой техпаспортом машины минусовой температуре. Существует у кранов и ограничение по влажности воздуха.

Обычно, если температура воздуха выше 25°С, влажность его не должна превышать 80%. Если работу сопровождают более жёсткие климатические условия (например, тропические или Крайнего Севера), то потребуется специальная модель автокрана.

Обязанности крановщика и стропальщика

Автокран должны обслуживать, как минимум, два человека: машинист и стропальщик. В некоторых фирмах полагают, что это всё может выполнять и один человек. Но допускать этого нельзя, поскольку в обязанности крановщика во время работы крана входит неотлучное нахождение у пульта управления. Только находясь в кабине, он может контролировать ситуацию.

В функции стропальщика входит закрепление грузов для подъёма. Для этого он использует специальное приспособление – стропы. Каждый стропальщик проходит профессиональное обучение, человека «с улицы» никто не возьмет крепить тяжёлые опасные грузы. Наоборот, чем опытнее стропальщик, тем лучше. Ведь, закрепляя иные «неформатные» грузы, иногда приходится применять инженерную мысль!

С грузом массой 5-10 тонн справляется один стропальщик. Если груз весит 40-50 тонн, то застропить его одному человеку уже физически невозможно. В отдельных случаях могут понадобиться усилия трёх и более стропальщиков.

Например, если работе препятствуют тяжёлые климатические условия или груз весит до 100 тонн. Закреплённый груз обязательно должен принять устойчивое положение. Если о весе груза информации нет, то стропят и перемещают его, только определив фактическую массу.

Правила техники безопасности — настольная книга крановщика

Подъёмы, опускания, переносы груза, торможения выполняют плавно, без рывков. Поднятый и двигающийся груз должен находиться, как минимум, на полметра выше предметов, которые встречаются на его пути.

Существует расхожий стереотип о том, что на стройке неминуемо происходят несчастные случаи. Однако риск есть в любой технической работе – например, в судостроении, ремонте автомобилей и даже при монтаже электрической проводки жилого дома. Поэтому, в любой работе требуется соблюдение техники безопасности.

Очень опытный крановщик

Источник

Поделиться с друзьями
Дядя Валера