Что будет если дернуть стоп кран на электричке

Для чего нужен СТОП-КРАН и каковы реальные последствия шуток с ним

Автор: Роман Широков · Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 12.07.2022

Сейчас рассмотрим интересный вопрос, что-же такое «стоп-кран» и вообще для чего он нужен?

Практически каждый житель нашей огромной России хоть раз путешествовал на поезде. И войдя в вагон конечно все видели такой небольшой кран с пломбой и трубой , уходящей под пол вагона, и надпись на нем, красным «Стоп-кран».

Стоп кран это такой небольшой аналог крана машиниста, делает он тоже самое, только проще, при его открывании создается утечка из тормозной магистрали поезда, воздух через вышеуказанную трубу поступает из тормозной магистрали и выпускается в атмосферу через кран.

Ну а тут, как я писал в статье про автотормоза, умные воздухораспределители срабатывают и , поезд тормозит, причем темпом экстренного торможения.

Стоп-кран необходим в пассажирском вагоне, то что не увидит локомотивная бригада, увидят проводники и пассажиры в вагоне, а это может быть что угодно. Может человек повиснуть в тамбуре на поручнях на ходу, может быть неисправность ходовой части вагона, возгорание, да и много всякого нехорошего. Вот для предотвращения тяжелых последствий и установлен стоп-кран!

И очень хорошо, когда стоп-кран используется по своему прямому назначению. Но иногда некоторым пассажирам хочется пошутить и ради этого просто так дернуть стоп-кран. Конечно «очень веселое» развлечение. Но хочу напомнить, что развлекаться надо в парках культуры и отдыха, например, на аттракционах, а железная дорога была, есть и будет зоной повышенной опасности!

Вот реальные последствия «невинных» шуток, примите к сведению! При срыве стоп-крана машинист сразу видит падение давления в тормозной магистрали и поезд сам начинает тормозить и согласно инструкции, машинист в пассажирском поезде немедленно ставит рукоятку крана машиниста в шестое положение – экстренное торможение, ведь в поезде сотни людей и он должен остановиться как можно быстрее!

На большой скорости эффект экстренного торможения будет не заметен, а вот на небольшой, сразу почувствуется, а это – падение с полок , падение в проходах и коридорах, можно облиться кипятком, и соответственно травмы: ушибы, ожоги, сломанные руки и ноги, да все что угодно! Улавливаете? Хорошо ,что все обойдется, а если нет?

Ладно обошлось, читаем дальше. Представим ситуацию: ночь, все спят, машинист с помощником ведут поезд, светит прожектор, бегут шпалы, стучат колеса на стыках, локомотив весело бежит по рельсам и вдруг кому-то захотелось «пошутить» — машинист сразу видя падение давления применяет экстренное торможение не зная, что-же произошло в поезде, вызывает начальника поезда по радиосвязи. Начальник поезда нервничает, начинает немедленно искать причину, ведь могло произойти что-то серьезное. Напоминаю, локомотивная бригада, начальник поезда и проводники де-факто и де-юрэ отвечают за жизнь и здоровье пассажиров! Зачем так нервировать ответственных людей просто так, ради «хохмы»! Поезд останавливается и происходит отпуск тормозов и зарядка тормозной магистрали. На это уйдет минут пять, не меньше.

На многих дорогах существует регламент действия локомотивной бригады при экстренном торможении в пассажирском поезде и что-же это такое? Тормоза отпустили и помощник машиниста вздохнув, мысленно «поблагодарив» шутника, спускается с локомотива и стоит радом с насыпью, а машинист приводит поезд в движение и со скоростью 10 км/час протягивает состав мимо помощника а тот внимательно осматривает ходовую часть вагонов и главное слушает, не стучат-ли, так называемые «ползуны» на колесах по рельсам.

Ползун

Ползуны, это такие, как-бы натертости на бандажах колесных пар, образуются они при движении колесной пары «юзом» по рельсам и могут быть небольшими, а могут быть и величиной с ладонь! Тогда все очень плохо и при таких «ползунах» приходится долго выводить поезд с перегона и дальше менять колесную пару!

Читайте также:  Как оплачивать за счетчик день ночь

Ну идем дальше, слава Богу, все хорошо, протянув состав мимо помощника, машинист останавливает поезд и ждет, когда помощник возвратится на локомотив, а это опять минут 15-20 на все про все, поезд уже серьезно опаздывает и нужно нагонять упущенное время! Потом на станции машинист и начальник поезда составят совместный акт о срыве стоп-крана и едем дальше. Если «шутник» попадется, то отделается минимальным штрафом. А если все будет похуже, кто-то пострадает, упав с полки, что тогда? Вызов врача и скорой помощи, вообщем, много неприятностей!

Теперь о главном — помощник обнаружил ползуны! Произошла неисправность в рычажной передаче вагона и колодки непомерно сильно зажали колеса и колесная пара пошла «юзом» а если не только одна колесная пара, а побольше? Локомотивная бригада совместно с начальником поезда замерит величину ползунов, и хорошо, если они уложатся в параметры, можно будет ехать с установленной скоростью, только пассажиры в вагоне будут слышать всю дорогу многократно усиленный стук колес, далее ползуны замерят на первой станции осмотрщики вагонов и вынесут свой вердикт. А если ползуны в параметры ну никак не уложились, образовались, так называемые «лапти», почти с ладонь? Вот тогда будет действительно «весело»! Машинист согласует с поездным диспетчером порядок вывода поезда с перегона до ближайшей станции и с маленькой скоростью поведет поезд под, отнюдь не романтичный грохот колес! А задержка поезда уже огромная! Поезд немедленно осматривают осмотрщики вагонов и вердикт – замена колесных пар! И будет поезд стоять на станции очень долго, вагоны вместе с пассажирами маневровые локомотивы будут ставить на домкраты, где и будет происходить замена колесных пар, потом поезд соберут снова и в путь, только с задержкой часа на три или четыре а то и больше! Круто, правда! Войдет ли он в график до конца своего пути неизвестно!

Замена колесных пар

Я уже молчу про дальнейшие разбирательства со всеми причастными, это уже другая история, но очень тяжелая для работников, от локомотивной бригады и до проводника! Еще немного, после проследования такого поезда по данному перегону, согласно инструкциям, перегон закрывается для движения поездов и по нему проходит самоходный дефектоскоп. Почему? Ползуны, особенно в зимнее время, легко могут разрушить целостность рельса, сломать его и поезд, который пойдет следом, может с такого рельсового пути запросто сойти! А это уже крушение! Не найдет дефектоскоп нарушений – отлично, а если найдет и надо будет срочно работникам пути менять на перегоне остродефектные рельсы! Перегон закрыт, поезда по нему не идут, а их много, очень много, происходит так называемое «зашитье» на дороге, все службы работают в экстреном режиме!

А если еще у локомотивных бригад грузовых, да и пассажирских поездов на перегонах и промежуточных станциях закончится рабочее время и их надо будет менять! Представили себе! Вот чем может обернуться невинный такой, «прикол»! Ну а «приколисту», если его обнаружат, что очень вероятно, я не позавидую, особенно его бюджету! Все эти издержки заплатит он из своего кармана! Я уже не говорю о здоровье людей, если с кем-нибудь, что-нибудь случится! А можно и на уголовную статью раскрутиться! Так что, дорогие мои, проходя мимо стоп-крана поглядите на него серьезно и с благодарностью, ведь он в случае чего нехорошего, реально может спасти вашу жизнь и здоровье! А шутить можно и нужно в других, более приспособленных для шуток местах!

Источник

Постой, паровоз: что будет, если дёрнуть стоп-кран

Как останавливались паровозы

Предки современных «Сапсанов» и «Ласточек» ездили на такой низкой скорости, что обходились ручной системой торможения. Кондукторы или, как их ещё называли, «тормозильщики», останавливали каждый вагон отдельно. Привод ручного тормоза находился на специальных открытых площадках, куда служащие выходили после сигнала машиниста, чтобы повернуть винт и опустить колодки на колеса. Это было физически тяжело и не всегда эффективно, так как величина тормозного нажатия зависела от умений и силы кондуктора.

Читайте также:  Как определить грузоподъемность паука для крана

Был в первых поездах и свой «стоп-кран»: сигнальный шнур, проходящий по всей длине состава вдоль потолка. Он соединялся с колокольчиком (позже – с электрической сигнализацией) в локомотиве. В любой непонятной ситуации кондуктор или пассажир с его помощью могли сообщить о том, что поезд надо немедленно остановить.

Над альтернативой ручных тормозов инженеры задумались почти сразу после появления общественных поездов. Первую пневматическую (использующую сжатый воздух) систему в 60-х годах XIX века придумал инженер Джордж Вестингауз. В 1872-м он организовал компанию по производству деталей для своего изобретения и вышел с ней на рынки США, Европы, и России.

Вслед за Вестингаузом, другие изобретатели тоже включились в разработку железнодорожных тормозов. В 80-х годах XIX новинка была введена на всех российских направлениях. Историки насчитывают до девяти систем, придуманных как в России, так и за рубежом. Но, увы, вплоть до Первой мировой войны, далеко не все вагоны были оснащены собственными пневматическими тормозами.

О том, что ситуацию надо менять, правительство и железнодорожники задумались в 1897 году, после крушения воинского поезда на перегоне Бокенгоф — Эльва (сейчас Эстония). Локомотив состава сошел с рельсов, из-за чего три вагона упали на бок, а остальные продолжили ход и «наскочили» друг на друга по инерции:

Поезд миновал уже станцию Эльва и вследствие уклона, несмотря на тормоза, шёл очень быстро. Остановить его не было возможности, и через какую-нибудь четверть часа он очутился в целом море воды. Здесь произошло нечто ужасное: подмытые водой шпалы не в состоянии были удержать напора вагонов, и паровоз, сойдя с рельсов, потянул в сторону весь поезд. Стук колес, треск ломающихся вагонов, стоны пассажиров — все слилось в воздухе в один общий гул. Через несколько мгновений исковерканный поезд остановился.

Журнал «Всемирная иллюстрация» №49, 1891 год

Вскоре после этой трагедии была собрана комиссия, призванная решить, по какому принципу будут останавливаться грузовые и пассажирские поезда. Договориться её членам так и не удалось, за них эту задачу решил бизнес: фирма Вестингауза, несмотря на недостатки её тормозной системы, прочно обосновалась на российском рынке, поглотив даже сильных конкурентов. Позиции американской компании пошатнулись только после революции.

Октябрьский переворот и последовавшая за ним Гражданская война привели к оттоку иностранных капиталов, ушла из Советской России и фирма Вестингауза. Однако благодаря этому в 20-х годах начались активные разработки местных тормозных систем. Одним из первых своё изобретение показал машинист Флорентий Казанцев. После испытаний тормоз Казанцева ввели в работу и даже выделили отдельный завод под его производство, сегодня – Московский тормозной завод. В 1926 году новые разработки в этой области представил другой инженер – Иван Матросов. Он был одним из многих, кто стремился привлечь внимание к собственному изобретению, но оказался единственным, чья система со временем получила столь высокую оценку. 8 февраля 1931 года члены коллегии НКПС постановили принять тормоз Матросова в качестве типового для грузовых поездов. В 50-х годах изобретатель принимал участие и в работе над улучшением своей системы. До третьего поколения железнодорожных тормозов Иван Матросов уже не дожил.

Как устроен стоп-кран

Современный стоп-кран — это часть пневмоавтоматической системы, созданной на основе тормоза Матросова. Его срыв провоцирует выход воздуха из запасного баллона в тормозной цилиндр. Разряженный воздух, в свою очередь, давит на поршень цилиндра и прижимает колодки к колёсам. Поезд не может тронуться до тех пор, пока рычаг крана не вернется в исходное положение, и давление внутри баллонов не вырастет. Опции автоматического подъёма крана у машиниста нет, так что вывод состава из состояния «недвижимости» может занять некоторое время. Это же касается электричек, хотя у них электромагнитная система торможения: срыв стоп-крана создаёт особое поле, которое не дает колесам вращаться.

Читайте также:  Кто меняет счетчик электроэнергии на даче

Что будет, если сорвать стоп-кран?

Вообще-то без серьезных оснований делать это запрещено. Для того, чтобы не искушать особенно любопытных пассажиров, стоп-краны в поездах и электричках, как правило, опломбированы, но это не всегда помогает.

Прежде чем нажать заветную кнопку или дёрнуть за красный рычаг, вспомните, что согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за подобное хулиганство предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей, а если при остановке поезда кто-то упал и получил увечья или даже погиб, то отвечать хулигану придется по всей строгости 268 статьи Уголовного кодекса РФ.

Срыв стоп-крана действительно может привести к серьезным последствиям. На вокзале экстренная остановка повлечёт за собой минимум – нарушение расписания, максимум – столкновение поездов. Остановка поезда на высокой скорости чревата травмами пассажиров или, хуже того, сходном состава с рельсов. Кроме этого, даже в экстренных случаях и кондукторам, и пассажирам поезда запрещается тянуть за рычаг в местах, откуда нельзя быстро эвакуировать людей: мосты и узкие ущелья, тоннели, крутые спуски и подъёмы.

Если честно, то пассажирам вообще не стоит трогать рычаг. Обо всех тревогах и страхах лучше сообщить проводнику, он хотя бы знает, что стоп-кран, нужно выжимать постепенно, чтобы никто не пострадал. Но если сотрудника поезда нет поблизости, помните: объективными причинами экстренный остановки поезда считаются угроза жизни и здоровью человека, предотвращение крушения, пожар на борту и другие экстренные случаи. А вот падение на рельсы животных или опоздание пассажиров не признается форс-мажором, и за срыв стоп-крана вам придется отвечать.

Так что, если опаздываете на поезд — не просите попутчиков срывать стоп-кран. Даже если в поезде остались ваши вещи, то на следующей станции их снимут с поезда, а вас доставят до этой станции совершенно бесплатно, да ещё и безвозмездно продлят срок действия билета. Почитать подробней, как это работает можно по этой ссылке.

Хотя в правиле с опозданием есть одно исключение: если посадка ещё не закончилась, а поезд собирается в путь, проводник обязан нажать стоп-кран, чтобы посадить всех гостей. В 1987 году это привело к одной из крупнейших железнодорожных катастроф в истории СССР – крушению поезда на станции Каменская (город Каменск-Шахтинский Ростовской области). В ночь на 7 августа неуправляемый грузовой поезд на скорости свыше 100 км/ч влетел в хвост пассажирского состава. Машинист «разбушевавшегося» товарняка успел передать по связи об отказавших тормозах, и пассажирский поезд мог бы освободить путь. Однако, как только тот тронулся с платформы, на которой ещё не закончилась посадка, один из проводников, не знавший о ситуации, дернул за стоп-кран. Жертвами трагедии стали 107 человек.

Что делать при срыве стоп-крана?

Для начала – не поддавайтесь панике. Как правило, проводники очень быстро узнают о причинах экстренной остановки, и если это простое хулиганство, то состав скоро тронется, и повода для переживаний нет.

Если же случилось что-то действительно серьезное, то следуйте указаниям проводника и инструкциям на стенах и окнах поезда. Попытайтесь как можно скорее покинуть вагон и отойти от состава на максимальное расстояние. При этом не обязательно хватать весь свой багаж, даже деньги и документы не стоят того, чтобы рисковать жизнью. Так что берегите себя и путешествуйте с удовольствием.

Материал подготовлен совместно с Туту.ру

Источник

Поделиться с друзьями
Дядя Валера